публичная программа
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Публичная программа развернется в нескольких городских локациях:
Для посещения всех событий публичной программы потребуется предварительная регистрация, на некоторые — вход по билетам. Возможны изменения в программе.
На всех выставочных площадках проекта будут организованы арт-медиации.
В музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского пройдут ридинг-группы, воркшоп и саунд лекция
В исторических залах особняка Серебряковой (здание Европейского университета в Санкт-Петербурге) состоятся лекции и дискуссии.
Музей состоит из двух частей — мемориальной коммунальной квартиры, в одной из комнат которой с 1955 по 1972 год жила семья Бродских, и примыкающего к ней экспозиционного пространства. Обстановка «Полутора комнат» была частично утрачена. Поверх старых обоев, которые были при Бродском, наклеены новые, поверх пола, по которому нельзя было разгуливать в носках, так как это «дурная примета <…> — к смерти в доме» (как говорила мать поэта), был постелен новый паркет. В ходе реставрации все более поздние слои были аккуратно сняты, обнажилось настоящее — пустота, которая эмоционально намного сильнее, чем воссозданная атмосфера коммунальной квартиры.

Публичная программа в музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского сосредоточена на литературоцентричности выставочного проекта «Искусство жить дома» и строится вокруг текстов, которыми вдохновлялись кураторы.
Набережная Кутузова, дом 22
Презентация проекта «Искусство жить дома. Игра»
Особняк Серебряковой
Особняк О. В. Серебряковой на углу набережной Кутузова и Гагаринской улицы был построен в 1900—1901 годах архитектором Борисом Гиршовичем. Сейчас в особняке располагается Школа искусств и культурного наследия Европейского университета.

Публичная программа в особняке фокусируется на презентации выставочного проекта «Искусство жить дома», дискуссиях с художниками, кураторами, музейными сотрудниками и искусствоведами. Будет прочитано несколько лекций, связанных с образом и сюжетами игр, а также практиками игр в искусстве.
Улица Короленко, дом 14. Вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Ридинг-группа по текстам, на которые опирается концепция проекта «Искусство жить дома. Игра»
Воркшоп «Post-DADA sound poetry // Пост-дадаистская звуковая поэзия»
Саунд-лекция художницы Ольги Зубовой «Back to playing: игровые практики в звуке»
Круглый стол «Видеоигра — новый формат игр в искусстве»
Лекция Глеба Ершова «Игровые стратегии в современном российском искусстве»
Лекция Олеси Туркиной «Стратегия игры в московском концептуализме: русский космизм Елены Елагиной и Игоря Макаревича»
Лекция Александра Погребняка «Ракурсы игры: философское обозрение»
15, 29 мая, 26 июня, 19:00
Ридинг-группа по текстам, на которые опирается концепция проекта «Искусство жить дома. Игра»
Ридинг-группу можно рассматривать как смешение практики литературных клубов и университетских семинаров: участники, предварительно прочитав текст/книгу, в свободной форме обсуждают прочитанное. Запланировано три ридинг-группы. Для участия необходима регистрация на сайте проекта.

Модератор: Анна Тыренко — филолог, исследователь перформанса, руководитель литературного клуба и секции «Искусство действия» Молодежного центра Государственного Эрмитажа.
Ридинг-группа по текстам, на которые опирается концепция проекта «Искусство жить дома. Игра»: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда
Адрес: музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, улица Короленко, дом 14, вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — это будоражаще авангардная пьеса Тома Стоппарда, переосмысляющая «Гамлета» Уильяма Шекспира с позиции двух второстепенных персонажей. Работа Стоппарда углубляется в экзистенциальные темы, человеческое сознание и природу реальности, используя при этом элементы литературных игр и загадок. Благодаря хитро закрученной конструкции пьеса ставит под сомнение границы между иллюзией и реальностью, судьбой/роком и свободной волей, а также жизнью и смертью. Персонажи Розенкранца и Гилденстерна оказываются в ловушке — в мире, где они, кажется, мало контролируют свою судьбу, создается впечатление, что они — пешки в более крупной непонятной игре. Том Стоппард использует игру слов, метатеатральные приемы и абсурдные ситуации, еще более усиливающие чувство тайны и двусмысленности, предлагая читателям участвовать в захватывающей интеллектуальной головоломке.

Модератор: Анна Тыренко — филолог, исследователь перформанса, руководитель литературного клуба и секции «Искусство действия» Молодежного центра Государственного Эрмитажа.
Ридинг-группа по текстам, на которые опирается концепция проекта «Искусство жить дома. Игра»: «Если однажды зимней ночью путник» Итало Кальвино
Адрес: музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, улица Короленко, дом 14, вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
«Если однажды зимней ночью путник» писателя Итало Кальвино – литературное чудо, стирающее границы между действительностью и вымыслом, приглашающее читателей в паутину повествований внутри повествований. Роман Кальвино структурирован как игра с жанрами, предлагая читателям калейдоскоп историй, которые постоянно меняются и трансформируются. Своей сложной конструкцией книга бросает вызов традиционному повествованию и призывает читателей активно взаимодействовать с текстом. Мастерское владение Кальвино нюансами повествовательных форм создает литературный пазл, позволяющий читателю стать исследователем возможностей рассказа и его бесконечных вариаций.

Модератор: Анна Тыренко – филолог, исследователь перформанса, руководитель литературного клуба и секции «Искусство действия» Молодежного центра Государственного Эрмитажа.
Ридинг-группа по текстам, на которые опирается концепция проекта «Искусство жить дома. Игра»: «Игра в классики» Хулио Кортасара
Адрес: музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, улица Короленко, дом 14, вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
«Игра в классики» Хулио Кортасара — это роман-игра, который воплощает идею литературного лабиринта. Кортасар предлагает читателям нестандартный способ взаимодействия с текстом, предлагая альтернативные порядки чтения и даже переходы между главами. Подобно игре в метание металлического камня в лунку, структура романа переплетает различные моменты и персонажей, приглашая читателей следовать инструкциям автора, но и оставляя им свободу выбора. «Игра в классики» — не только роман, но и литературный эксперимент, который играет с идеей случайности, свободы и творческой интерпретации, подчеркивая важность активного участия читателя в создании смыслов.

Модератор: Анна Тыренко — филолог, исследователь перформанса, руководитель литературного клуба и секции «Искусство действия» Молодежного центра Государственного Эрмитажа.

Лекция Александра Погребняка «Ракурсы игры: философское обозрение»
Адрес: Особняк Серебряковой, набережная Кутузова, дом 22
От Гераклита, сделавшего играющего ребенка царем Космоса, и до Агамбена, говорящего об игре как о принципе «разучредительной» власти, философы рассматривали самые разнообразные ракурсы феномена игры, анализируя ее познавательный и социально-критический потенциалы. В нашей лекции мы остановимся на наиболее оригинальных концепциях игры в философии, что поможет нам осмыслить несколько вопросов: можно ли говорить об игре как основе мироздания? какую ценность представляет игра для познания, поступка и творчества? в чем состоит серьезность игры? может ли игра служить инструментом критики существующего общественного порядка? Кант, Шиллер, Фурье, Ницше, Делёз, Бодрийяр — далеко не полный список авторов, от мыслей которых мы будем отталкиваться в нашем философском обозрении ракурсов игры.

Александр Погребняк, кандидат экономических наук, доцент; старший преподаватель Университета ИТМО; старший научный сотрудник Лаборатории критической теории культуры Университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский филиал).

Воркшоп «Post-DADA sound poetry // Пост-дадаистская звуковая поэзия»
Адрес: музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, улица Короленко, дом 14, вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
Воркшоп посвящен экспериментальным практикам в работе со звуком и голосом. В начале мы обратимся к опыту дадаистов по созданию поэзии, послушаем и обсудим несколько их произведений. Вместе с участниками создадим свои текстовые коллажи и попробуем перевести их в коллажи звуковые — используя импровизационные подходы в работе с голосом и различные эффекты пост-обработки звука.

Участникам необходимо иметь заряженный ноутбук и наушники. По желанию — принести различные печатные материалы (газеты, журналы и т. п.), которые можно будет разрезать. Для участия в воркшопе не нужен опыт работы со звуковыми редакторами, но если он у вас есть, это будет плюсом.

Примерная длительность: 3 часа.

Ведущая воркшопа: Ольга Зубова — мультидисциплинарная художница, исследовательница саунд-арта и аудиальной культуры, куратор, искусствовед, лектор, автор образовательных лабораторий и курсов.
Саунд-лекция художницы Ольги Зубовой «Back to playing: игровые практики в звуке»
Адрес: музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, улица Короленко, дом 14, вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
Саунд-лекция — это перформативная лекция и лайв выступление, обращающееся к экспериментам в звучащем искусстве XX и XXI веков, к практикам футуристов, дадаистов, флюксус-художников и не только. Это коллаж историй и различных подходов к использованию игровых практик в творчестве. Это ассамбляж архивных записей произведений музыкантов, композиторов и художников, который дополняется звуковыми и музыкальными комментариями.

Лектор и перформер: Ольга Зубова — мультидисциплинарная художница, исследовательница саунд-арта и аудиальной культуры, куратор, искусствовед, лектор, автор образовательных лабораторий и курсов.

Прошедшие мероприятия
25 апреля, 18:30
Искусство в игре. Современное искусство в пространстве домов-музеев
Адрес: Особняк Серебряковой, набережная Кутузова, дом 22
Презентация проекта «Искусство жить дома. Игра». Дискуссия с художниками, кураторами, музейными сотрудниками о художественных интервенциях в пространства домов-музеев и игровой природе проекта.

Участники:
  • Ирина Актуганова, начальник отдела научной коммуникации Института физиологии имени И. П. Павлова РАН, искусствовед, куратор;
  • Дарья Правда, художница, участница проекта «Искусство жить дома»;
  • Вера Петровская, художница, участница проекта «Искусство жить дома»;
  • Алина Шклярская, драматург, искусствовед, куратор проекта «Искусство жить дома» во Владикавказе;
  • Дарья Болдырева, куратор проекта «Искусство жить дома», и.о. заведующего Северо-Западным филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина;
  • Мария Трунтаева, куратор проекта «Искусство жить дома», заведующая сектором творческих проектов Северо-Западного филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Модератор: Лия Чечик, кандидат искусствоведения, директор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге
Круглый стол «Видеоигра — новый формат игр в искусстве»
Адрес: Особняк Серебряковой, набережная Кутузова, дом 22
Круглый стол соберет специалистов для обсуждения видеоигр и их места в мире искусства: почему музеи и галереи приобретают их в свои коллекции, а биеннале современного искусства демонстрируют в качестве арт-объектов? Участники рассмотрят влияние видеоигр на современную культуру и их эстетическое значение. Обсуждение станет важной дискуссией о том, как видеоигры формируют и расширяют определение современного искусства, влияя на визуальные и аудиальные его аспекты, на формирование неповторимых виртуальных миров, сюжетов и персонажей.


Участники:
  • Катя Михатова, независимый куратор, искусствовед, участница арт-группы Keeping Zeitgeist gallery;
  • Евгений Кузьмичев, историк искусства, исследователь игр, в прошлом — со-куратор кабинета графики WöD и сооснователь выставочного пространства STYD;
  • Дарья Иванс, художница, специализирующаяся на магическом анализе цифровых алгоритмов, исследовательница Web 1.0 и виртуальных миров;
  • Александр Ленкевич, научный сотрудник Центра медиафилософии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ);
  • Анна Козлова, куратор выставок и исследовательница художественных видеоигр и цифрового наследия, преподавательница Школы искусств и культурного наследия Европейского университета и Университета ИТМО
Модератор: Мария Могилевич — преподавательница Университета ИТМО, кандидат философских наук, исследовательница культуры, разработчица игр.
Лекция Глеба Ершова «Игровые стратегии в современном российском искусстве»
Адрес: Особняк Серебряковой, набережная Кутузова, дом 22
Дух карнавала в искусстве 1990-х, Хармс-фестивали и гений перевоплощений Владислав Мамышев-Монро. На лекции мы остановимся на возникновении игровых моделей творчества в современном российском искусстве 1990-х — 2010-х, обсудим как их использовали художники в своих проектах. Глеб Ершов поделится личным опытом работы с игровыми стратегиями и расскажет о проекте «Где Кифер, а где Бойс», в котором предполагались «прогулки за искусством» и поиск в городе объектов, похожих на произведения известных художников.

Глеб Ершов, кандидат искусствоведения, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, куратор галереи Navicula Artis
Лекция Олеси Туркиной «Стратегия игры в московском концептуализме: русский космизм Елены Елагиной и Игоря Макаревича»
Адрес: Особняк Серебряковой, набережная Кутузова, дом 22
Концептуальному искусству свойственны игровое переворачивание идеологии и критика ее языка. Елена Елагина и Игорь Макаревич, начиная со своей знаменитой «Закрытой рыбной выставки» в 1990 году, последовательно деконструировали советский миф, сочетающий направленность в будущее и «воскрешение мертвых». Русский космизм стал важнейшей темой в творчестве художников. Елагина и Макаревич, встав на «космическую точку зрения», обращались в своих инсталляциях («Неизвестные разумные силы», «Общее дело», «Мироздание» и др.) к идеям Николая Фёдорова и его последователей.

Олеся Туркина, кандидат искусствоведения, куратор, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея.
Организаторы проекта:
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Партнер ГМИИ им. А. С. Пушкина —
Финансовый институт развития ДОМ. РФ
Информационные партнеры
Городское туристско-информационное бюро,
Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга,
«Собака.ru»