Проект «Reflexio. Сигнал сигналов» основан на вымышленной истории о последних исследованиях выдающегося физиолога И. П. Павлова, создателя учения о высшей нервной деятельности.
В последние годы жизни Павлов занимался изучением условных рефлексов, формулировал представления о второй сигнальной системе. Это система условнорефлекторных связей, которые формируются при воздействии не самого раздражителя, а его словесного обозначения. Академик называл слово сигналом сигналов. Вторая сигнальная система возникает на базе первой. Поступающие из внешней среды стимулы сначала воспринимаются органами чувств, затем кодируются в символы для последующей передачи информации или осуществления различных операций, например, обобщения, анализа и структуризации.
Изучая работу второй сигнальной системы, ученый начал исследовать механизмы мышления, особое внимание уделял внутренней речи. Он выявил, что внутренняя речь слабо подвержена торможению и продолжается практически постоянно в момент восприятия, часто этот процесс не контролируется. Павлов решил заняться изучением возможности контроля мышления и остановкой внутренней речи усилием воли, сознательно возвращаясь к восприятию за пределами символического. По его заданию одним из основателей электроэнцефалографии Владимиром Правдичем-Неминским был создан прибор «Умоскоп», помогающий работать с мыслительным процессом. Аппарат состоял из обруча с датчиками, регистрирующими электрическую активность мозга и передающими сигналы на пульт, который включал лампу. Она зажигалась и светилась до тех пор, пока внимание было сконцентрировано на свечении, без отвлечения на внутреннюю речь.
Исследования не были завершены, сохранилось небольшое количество записей о работе с аппаратом и воспоминания внучки академика Людмилы о том, как она играла с волшебной лампой, зажигающейся усилием воли, соревнуясь с дедушкой, кто дольше удержит свечение.
На выставке представлены тот самый прибор «Умоскоп» и записи Ивана Петровича о результатах его использования. Автор проекта предлагает посетителям музея примерить опыт великого исследователя на себя, сыграть в игру дедушки и внучки, удерживая свечение лампы силой внимания, уловить отражения смыслов, скрывающихся между рефлексом и рефлексией. А также разгадать, что в этой истории — факт, а что — художественный вымысел.