Проект Александры Гарт «Игра в классика» посвящен увлечению Николая Некрасова картами. Произведения современной художницы встраиваются в постоянную экспозицию музея-квартиры известного поэта и мимикрируют под классические предметы мемориального пространства, вовлекая зрителя в визуальную игру и поиск новых объектов.
Николай Некрасов любил карточные игры. О его везении и мастерстве слагали легенды, а игральный стол пустовал редко. Современник поэта Александр Михайлович Скабичевский отмечал: «Между тем как Некрасов вносил в издательское дело азарт игрока, в свою очередь, в самый разгар карточных турниров никогда не покидал его рассудок, который взвешивал с хладнокровием математического расчета все шансы выигрышей и проигрышей». На карточные партии в гости к поэту приезжали высокопоставленные особы, писатели, деятели культуры. Свое увлечение он описывал в стихах и в прозе: фельетон-водевиль «Преферанс и Солнце» — настоящее восхваление этой игры в литературе.
Александра Гарт создала три серии объектов, отсылающих к игровым форматам в искусстве. Ключевое произведение экспозиции музея-квартиры — «Четырехмерие»: эта покерная схема создана Романом Михайловым, писателем и математиком, в ней зашифрована четырехмерная сфера, где четвертое измерение означает память. Размещенная в зале, где проходили карточные партии, покерная схема на первый взгляд отсылает непосредственно к игре, но в то же время символизирует новый концептуальный слой, который возникает в пространстве мемориального музея вместе с появлением здесь современного искусства.
В гостиной Авдотьи Панаевой Александра Гарт заигрывает с внимательным зрителем и заставляет его задуматься: где объект современного искусства, а где мемориальный объект постоянной экспозиции. Художница размещает свои работы, салфетки из текстиля с вышитыми крестиком покерными схемами, в «женской» комнате. Традиционность медиума и нежный колорит позволяют произведению идеально слиться с интерьером, в то время как сюжет и форма не соответствуют времени и месту, вызывая контекстуальный диссонанс.
Продолжая визуальную игру со зрителем в мемориальном музее, Александра создает заключительную серию работ «Игра в классика», напоминающих об излюбленном занятии скучающих школьников — разрисовывании учебников. К гравюрам XIX века добавлены детали, отсылающие к жизни и творчеству Некрасова. На изображении русского крестьянина появляются многочисленные зайчики; английский пойнтер Кадо, любимый пес поэта, погибший на охоте от нелепой случайности, закрашен черной краской; идущие с поля крестьяне превращаются в «толпу мертвецов» из фантасмагорической сцены в «Железной дороге» и пр. На столе в столовой, где Николай Некрасов с друзьями не раз обсуждал литературные и редакторские дела, расположился большой лист графики — железная дорога как символ идей поэта, тяжелого пути и неизбежности судьбы. Этот проект — новый взгляд на личность и знаковые события жизни поэта через призму времени и творческого осмысления художницы.