13
октября

20
ноября
2022
публичная программа

Публичная программа развернется в нескольких городских локациях: в музее «Полторы Комнаты» Иосифа Бродского пройдут ридинг-группы, а в исторических залах особняка Серебряковой (здание Европейского университета в Санкт-Петербурге) состоятся лекции и дискуссии. На всех выставочных площадках проекта будут организованы арт-медиации. Кроме того, будет доступен особый формат — визиты для небольших групп в частные квартиры коллекционеров и любителей искусства.
Особняк Серебряковой

Публичная программа в особняке фокусируется на презентации выставочного проекта «Искусство жить дома», дискуссиях с художниками, кураторами, музейными сотрудниками, архитекторами и другими людьми искусства. Будет прочитано несколько лекций, связанных с образом дома в искусстве.
наб. Кутузова, 22
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Публичная программа в музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского сосредотачивается на литературоцентричности выставочного проекта «Искусство жить дома» и строится вокруг текстов, которыми вдохновлялись кураторы.
ул. Короленко, 14, вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
Перформативная читка текста Гастона Башляра «Поэтика пространства» и Жоржа Перека «Жизнь способ употребления»
Адрес: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, ул. Короленко, 14.
Вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
Стоимость: 500 ₽
Перформативная читка в постановке режиссера Дмитрия Волкострелова объединяет два текста: «Поэтика пространства» Гастона Башляра и «Жизнь способ употребления"Жоржа Перека, — оба из которых рассматривают дом как архитектурный текст («архитекст»). Французский философ Гастон Башляр создал одно из самых привлекательных и лирических исследований дома, описывающее дом от погреба до чердака и демонстрирующее, как наше восприятие дома формирует наши мысли, воспоминания и мечты. Французский писатель Жорж Перек, описывая конкретный дом в конкретный момент (23 июня 1975 года), создает сложную структуру разных головоломок — от магического квадрата, математических формул и шахматных задач до акростихов и неожиданных литературных аллюзий.

Режиссер: Дмитрий Волкострелов — российский режиссер, актер, создатель и руководитель независимой театральной группы в Санкт-Петербурге «театр post».
Ридинг-группа по тексту Жоржа Перека «Жизнь способ употребления» (1978), на который опирается концепция проекта «Искусство жить дома»
Адрес: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, ул. Короленко, 14.
Вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
Ридинг-группу можно рассматривать как смешение практики литературных клубов и университетских семинаров: участники, предварительно прочитав текст/книгу, в свободной форме его обсуждают. Запланировано две ридинг-группы. Для участия необходима регистрация на сайте проекта.

«Жизнь способ употребления» — это настоящий шедевр французской литературы, разросшийся компендиум, столь же энциклопедический, как «Божественная комедия» Данте или «Улисс» Джеймса Джойса. Захватывающая головоломка Перека начинается в квартирном квартале в XVII округе Парижа, где глава за главой, комната за комнатой, необычайно колоритные персонажи раскрываются в серии причудливых рассказов.

Модератор: Александра Цибуля — поэт, искусствовед, сотрудник Государственного Эрмитажа. Лауреат поэтической Премии Аркадия Драгомощенко (2015). Автор книг «Путешествие на край крови» (2014) и «Колесо обозрения» (2021).
Встреча с коллекционером Кириллом Авелевым
Вход по приглашениям
Встреча с издателем и коллекционером Кириллом Авелевым, хранителем крупнейшего собрания ленинградской графики последних десятилетий: «В конце 1990-х я начал покупать эстампы, потом эскизы, а теперь печатаю мифотворчество молодых. Так появилась серия, посвященная Зодчим нашего города».
Лекция Олеси Туркиной «Пространство квартиры у художников-концептуалистов. Небесное Беляево Дмитрия Александровича Пригова»
Адрес: Особняк Серебряковой, наб. Кутузова, 22
Выступление посвящено амбивалентной топонимике рая, воплотившегося в образе московского района Беляево, воспетого Дмитрием Александровичем Приговым, который прожил в нем многие годы. В Беляево материализовалась «домашняя» мифология московского концептуализма, когда в замкнутой герменевтической обстановке дома или мастерской, открытой только для посвященных, происходило формирование дискурса художников московского концептуализма. Беляево Дмитрия Александровича Пригова стало центром умопостигаемой сферы, распространяющейся из небольшой квартиры, комнаты, дивана, на котором он еженощно работал, на весь мир. Номером «беляевской» квартиры помечены страницы газеты «Правда» за октябрь 1989 года, которые стали основой для монументального диптиха Дмитрия Александровича Пригова «Квадрат Малевича» из Музея Людвига в Русском музее.
Встреча с коллекционером Борисом Файзуллиным

Вход по приглашениям
Борис Файзуллин — коллекционер неофициального искусства. Коллекция начала складываться во второй половине 1980-х годов и к настоящему времени включает работы более чем 150 авторов — около 500 живописных произведений, несколько тысяч графических листов и скульптуру. Основа коллекции — произведения художников ленинградского андеграунда, а также современных петербургских мастеров, продолжающих эту традицию. В коллекции — художники арефьевского круга (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Валентин Громов), Геннадий Устюгов, Игорь Иванов, Соломон Россин, Ия Кириллова, Владимир Яшке, Саша Белле, Иван Сотников, Олег Фронтинский, Ира Васильева и др. Отдельными крупными комплексами графики представлены Соломон Юдовин, Рихард Васми, Шолом Шварц, Гага Ковенчук, Владимир Яшке, Ира Васильева и др.
Беседа о создании проекта «Сто способов прожить минуту»
Адрес: Особняк Серебряковой, наб. Кутузова, 22
Обсуждение проекта и разговор об искусстве, которое рождалось в пространстве дома. «Сто способов прожить минуту» — медиапроект отдела кино- и медиа искусства Пушкинского музея, созданный во время пандемии. На сайте проекта собраны разнообразные истории о минуте, прожитой художниками, кураторами, известными искусствоведами. Герои проекта открыли двери мастерских и домов, в которых их застала изоляция, чтобы поделиться с аудиторией Пушкинского личным опытом осознанного переживания времени и уединения.

Модератор: Дарья Колпашникова — начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина

Участники:
  • Алина Стуликова, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, продюсер, хранитель коллекции кино- и медиаискусства, участник конференций и круглых столов, посвященных вопросам коллекционирования и хранения эфемерного искусства;
  • Александра Митлянская, художница, участница проекта «Сто способов прожить минуту».
Предмет как квинтэссенция дома: беседа + реди-мейд инсталляция
Адрес: Особняк Серебряковой, наб. Кутузова, 22
За круглым столом соберутся петербуржцы (музейщики, исследователи, архитекторы, художники), чтобы обсудить, что формирует «душу» дома. Каждый участник беседы принесет важную для своего дома вещь и расскажет о ней, а на столе сформируется инсталляция из дорогих для каждого предметов. Одной из тем разговора станет феномен петербургских домов и их атмосферы, истории известных петербургских квартир.

Модератор: Дарья Колпашникова — начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина

Участники:
  • Анастасия Мурзина-Бенуа, директор-основатель Музея-квартиры Леонтия Николаевича Бенуа; инициатор проекта по восстановлению музыки Катарино Кавоса и научно-исследовательских проектов, посвященных семейной истории клана Бенуа; праправнучка Л. Н. Бенуа;
  • Елизавета Жолтая, партнер и ведущий архитектор DA BUREAU;
  • Илья Крончев-Иванов, искусствовед, независимый куратор, научный сотрудник галереи современного искусства Anna Nova Gallery.
Лекция «Дом как вербальное убежище в фильме „Человек, который спит“ Бернара Кейзанна»
Адрес: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, ул. Короленко, 14.
Вход в музей через книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», первая дверь по улице Короленко от угла с улицей Пестеля.
Фильм, снятый по сценарию Жоржа Перека в 1974 году, рассказывает о постепенном отчуждении студента от людей, друзей, родителей, солнечного света и всего снаружи. Дневниковое повествования от второго лица показывает расщепленный мир главного героя, для которого комната становится убежищем.

Лектор: Полина Трубицына — исследователь кино, автор журнала «К!», выходившего в самиздате.
Встреча с коллекционерами Николаем и Раисой Благодатовыми
Вход по приглашениям
Встреча с известными собирателями ленинградского неофициального искусства второй половины XX века — Николаем и Раисой Благодатовыми. Николай Благодатов — член Санкт-Петербургского отделения Ассоциации искусствоведов. Начал коллекционировать работы ленинградских художников с 1975 года. Коллекция участвовала более чем в 200 выставках. Список авторов в собрании Николая и Раисы Благодатовых включает ярких представителей ленинградского андеграунда, таких как Евгений Рухин, Соломон Россин, Евгений Михнов-Войтенко.
Авторская экскурсия коллекционера Максима Левченко
Вход по предварительной регистрации
Зеленогорск
Эта экскурсия по дому  — личный рассказ Максима Левченко, директора музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, предпринимателя и коллекционера, о дружбе с художниками и архитекторами, о коллекции, формирующейся на протяжении последних лет вокруг его дома в Зеленогорске. Коллекция состоит из живописи, графики и архитектурных объектов. Ее основа — работы Александра Бродского, художника, архитектора, одного из основоположников направления «бумажная архитектура», и художника Олега Кудряшова. На авторской экскурсии Максим Левченко расскажет об идее формирования коллекции на базе работ этих авторов и о том, как выбирает конкретные произведения для ее пополнения.
Встреча с коллекционером Денисом Химиляйне
Вход по приглашениям
Коллекция объектов художественных практик Дениса Химиляйне насчитывает более 700 единиц и включает в себя произведения более чем 350 художников, среди которых Наталья Нестерова, Борис Свешников, Борис Орлов, Андрей Монастырский, Хаим Сокол, Тимофей Радя и другие. Перейти на сайт коллекции.
Лекция Николя Одюро «Дома, построенные художниками Art Brut: Фердинандом Шевалем, Армандом Шультесом, Робертом Татином и др.»
Адрес: Особняк Серебряковой, наб. Кутузова, 22
Лекция пройдет с синхронным переводом с французского языка.

Дом для художников может быть не только местом, но и объектом творчества, как это было, например, у целого ряда художников направления Art Brut. В настоящей презентации мы увидим, что дом для этих художников — это место вдохновения или одержимости, пространство размышлений об окружающей реальности или вместилище всевозможных предметов: камней, раковин или книг по астрологии, представляющих космогонию дома. Для этих художников дом всегда связан с глубоко личным мысленным построением мира — как внешнего, географического, так и внутреннего, психологического.
Искусство внутри. Современное искусство в пространстве домов-музеев
Адрес: Особняк Серебряковой, наб. Кутузова, 22
Презентация проекта «Искусство жить дома». Дискуссия с художниками, кураторами, музейными сотрудниками о художественных интервенциях в пространство домов-музеев.

Модератор: Наталья Хвоенкова — и.о. заведующего Северо-Западным филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ Санкт-Петербург)

Участники:
  • Татьяна Быковская, заместитель директора фонда «ПРО АРТЕ», сокуратор фестиваля «Современное искусство в традиционном музее»;
  • Юлия Мачевская, заведующая Мемориальной мастерской М. К. Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры);
  • Юлия Сенина, куратор Музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского;
  • Анна Мартыненко, художница, участница проекта «Искусство жить дома»;
  • Анна Слобожанина, художница, участница проекта «Искусство жить дома»;
  • Николя Одюро, куратор проекта «Искусство жить дома», ведущий специалист отдела региональных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина;
  • Дарья Болдырева, куратор проекта «Искусство жить дома», заведующая сектором художественных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ Санкт-Петербург).