Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова
Анна Мартыненко
Проект «Гости»
Адрес
Санкт-Петерубрг, Загородный просп., 28 (подъезд 5, этаж 3)
Режим работы
ежедневно — 11:00-19:00
ср — 13:00-21:00
пн и вт — выходные дни

Касса закрывается на час раньше.
Музей
Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова является на сегодняшний день единственным композиторским музеем в Санкт-Петербурге. Он расположен в дворовом флигеле дома 28 по Загородному проспекту, где композитор провел последние 15 лет жизни с 1893 по 1908. Здесь были созданы 11 из 15 опер композитора, среди них: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок». После смерти композитора и его жены в течение 50 лет квартира была коммунальной, но все подлинные предметы и мебель бережно хранились потомками композитора. 27 декабря 1971 в квартире на Загородном по их инициативе открылся мемориальный музей.
Анна Мартыненко
Проект «Гости»
Обстановка мемориальной квартиры Н.А. Римского-Корсакова воссоздана удивительно точно благодаря потомкам композитора, сохранившим мебель, предметы быта и оставившим воспоминания о доме. Исследовавшая историю дома художница Анна Мартыненко отмечает, что Николай Андреевич в этой квартире не только творил, но и собирал гостей. По средам в квартире на Загородном собирались композиторы, художники, музыканты, оперные певцы — иногда до сотни человек. Квартира наполнялась пением, шумом, голосами, а соседские дети, жившие этажом выше, даже ложились на пол, пытаясь расслышать голос знаменитого певца — Федора Шаляпина.

Сейчас в мемориальных залах тихо, и лишь множество пустых стульев напоминает о полифонии звуков, когда-то наполнявших этот дом. Проект Анны Мартыненко противопоставляет тишину современной квартиры-музея и голосов, которые звучали в этом пространстве в прошлом. Голоса некоторых бывавших здесь гостей — оперных артистов — сохранились в аудиозаписях и описаниях современников. Например, в таком: «Голос Мравиной был лирико-колоратурное сопрано такой кристальной чистоты и прозрачности, что порой казалось, будто звенят серебряные колокольчики, тем более что тембр голоса был холодный. Звук был ровный на всем диапазоне, одна нота как другая, и достаточно большой для такого помещения как Мариинский театр» (статья Эдуарда Старка «Ф. И. Стравинский и оперный театр его времени. Глава XIX. Десятый сезон (1885−1886)»).

Римский-Корсаков был синестетом — он видел цвета тональностей. Анна Мартыненко учитывает этот факт, вступая в диалог с композитором, и решает подыграть ему: представить голоса певцов в виде скульптурных слепков. Абстрактные, на первый взгляд, слепки созданы на основе параметров звука, которые зарифмованы с параметрами формы. Например, высота голоса определяет количество выступов на форме, диапазон — амплитуду лучей, колоратурность голоса — рельефы на поверхности скульптур. Основой для некоторых скульптур послужили не только описания голосов, но и то, как эти голоса представляет «внутренний синестет» самой художницы.

Анна Мартыненко размещает «слепки» голосов на пустых стульях музея, где когда-то сидели артисты, что создает эффект присутствия знаменитых гостей, наполняет залы неслышимым звучанием и невидимым движением. Совместно с сотрудниками музея Анна Мартыненко собрала документальные материалы — аудиозаписи и тексты, — на основе которых создавались скульптуры. Эти документы представлены здесь же в музее, на специально изготовленном пюпитре.
Художница
Анна Мартыненко (р. 1985) училась в Российском государственном институте сценических искусств (факультет сценографии), в Школе молодого художника (проект Фонда «ПРО АРТЕ»), Лаборатории новых медиа (при Новой сцене Александринского театра). Участница групповых выставок, ярмарок и фестивалей. В своих произведениях занимается исследованием физической реальности в информационном мире, наблюдает за преобразованием различного рода сигналов, работает со звуком.
Видео-арт
Александр Пономарёв
Баффинова фигура. 2006
Видеофиксация перформанса
3'53″
Предоставлено художником

До того, как стать художником, Александр Пономарёв был моряком, работал в плавсоставе российского флота. В представленном видео автор фиксирует перформанс, когда он поместил себя в носовой части судна «Академик Иоффе», пересекающего море Баффина. В этом уязвимом положении он подвергается реальному физическому риску. Гальюнная фигура, украшающая нос корабля, часто представляет собой силуэт животного или мифологического персонажа, который защищает и направляет корабль.

Здесь же сам художник находится на переднем крае корабля, защищая и направляя его, указывая путь и защищая от опасности. Художник приносит удачу моряку. Он — ясновидящий офтальмос (οφθαλμός - древние корабельные элементы, располагавшиеся в носовой части и символизирующие глаза богов или богинь, призванные приносить удачу), он предвещает будущее и защищает корабль. Также это фигура авангарда — художника, который находится на переднем крае борьбы и берет на себя риск новаторства в искусстве.

Не до конца ясно, движет ли художником сила корабля, или корабль движется силой и мощью художника, которому пришла в голову идея осуществить этот перформанс. Несомненно, что два эти тезиса верны. Фигура Александра Пономарёва сочетает в себе художника и моряка, как Римский-Корсаков соединял в себе морского офицера и композитора.

Александр Пономарёв (р. 1957) — художник, создающий инсталляции и перформансы. Профессиональный моряк по первому образованию, Александр Пономарёв превратился в «адмирала непотопляемой флотилии искусства». Он навсегда сохранил страсть к морю и морскому миру, поэтому постоянно работает с учеными, моряками и инженерами, организуя масштабные зрелищные перформансы со всплытием подводной лодки в Гранд-канале или становясь соавтором Антарктической биеннале.