Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Александра Кокачева
Проект «Птичий бестиарий»
Адрес
Санкт-Петерубрг, Кузнечный пер., 5
Режим работы
ежедневно (кроме пн) — 11:00-18:00
ср — 12:00-20:00

Касса закрывается на 30 минут раньше музея.
Вход по билетам в музей, действуют льготы.
Музей
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского открылся 13 ноября 1971 в доме, где писатель проживал дважды. В 1846 году он работал здесь над повестью «Двойник», в 1878—1880-м писал роман «Братья Карамазовы». Кроме мемориальной квартиры и литературной экспозиции, в музее есть выставочные и театральный залы. Помимо основной деятельности, музей занимается организацией временных выставок и концертов, проводит лекции, научно-просветительские мероприятия, литературно-музыкальные вечера, развивает театральное направление, издает книги.
Проект
«Птичий бестиарий»
При первом посещении мемориального музея-квартиры Достоевского можно не обратить внимание на детали интерьера, на его зоологические мотивы: лампу с фламинго, качалку-лошадку, собаку в орнаменте штор, канделябры с барашками, ножки-лапы у мебели.

Произведения и переписка Достоевского содержат множество упоминаний птиц, птичьих фамилий и обращений, топонимов, что позволило художнице Саше Кокачевой создать проект с воображаемым орнитологическим бестиарием. В романах Достоевского птичьи антропонимы (имена собственные людей) фигурируют как символы, образуя палимпсесты значений — эмоционально-экспрессивные и метафорические. Имена часто указывают на деятельность и характеристики литературных героев, иногда они содержат очевидные аллюзии и намеки на некоторые гротескные или, наоборот, тривиальные черты их носителей. Может показаться, что в символическом смысле человек с птичьей фамилией объединяет в себе земное и небесное начала, но в произведениях Достоевского герои часто не соответствуют своим «высоким» наименованиям. Например, фамилия генерала Иволгина (роман «Идиот»), пожалуй, самого комичного персонажа Достоевского, проистекает от названия птицы «иволга», известной своим завораживающим пением. У генерала же есть талант придумывать абсурдные истории и наполнять их странными людьми, деталями и откровенной бессмыслицей.

Художница размещает в экспозиции детской комнаты «портреты» птиц, как если бы это были портреты людей, напоминая зрителю литературных персонажей Достоевского (Птицын, Лебедев, Лебядкин, Снегирёвы), в которых проступает амбивалентная сущность героев.

Еще одна часть проекта Саши Кокачевой объединяет образ окна и птицы, где портьера украшена птичьим орнаментом. Этот образ восходит к воспоминаниям Достоевского о том, как в детстве он, его братья и сестры заслушивались сказкой «Жар-птица» — с одной стороны, и с другой — как в двухлетнем возрасте мать причащала его в церкви и «голубок пролетел из одного окна в другое».

Третья часть проекта вдохновлена цитатой искусствоведа и философа Бориса Гройса, описывающего коммуникационный сбой мира романов Достоевского: «Никакая диалогичность романам Достоевского не присуща. Герои не вступают в диалог, потому что не ждут узнать и не могут узнать для себя ничего нового. Они лишь обмениваются репликами, как птицы в лесу криками — чтобы узнать свою породу». Саша Кокачева, обмениваясь репликами с пространством музея, заселяет его звуками птиц в скворечниках и одновременно отсылает зрителя к топониму усадьбы Скворешники из романа «Бесы», который должен был символизировать дом, семью и очаг, но трансформировался в локус отчуждения.
Художница
Александра Кокачева (р. 1987) училась в Академии художеств имени Ильи Репина (факультет графики) и в Школе молодого художника (проект Фонда «ПРО АРТЕ»). С 2018 года активно участвует в групповых выставках, ярмарках, аукционах и художественных социально-урбанистических проектах. Размышляет об изменениях, вызванных антропогенным следом, о феномене воспоминаний. В работах соединяет личные переживания с образами коллективной памяти.
Видео-арт
Таус Махачева
Усилие. 2010
Одноканальная видеоинсталляция
Цвет, звук. 9'
Пожертвование Фонда поддержки современного искусства «Космоскоу»
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Таус Махачева известна своими перформансами и видеоработами, в которых критически исследует происходящее при контакте различных культур и традиций. Ее художественная практика, возникшая в Москве и культурно укоренившаяся в регионе Кавказа, работает с культурой Дагестана, освещает его обычаи, пейзажи и т. д. Ирония художницы зачастую проверяет на прочность в современном мире некоторые идеи, образы, предметы.

Как полагает куратор Илина Коралова, видео «Усилие» показывает человеческую фигуру, столкнувшуюся с невыполнимой задачей по перемещению массивной скалы. Выбранная позиция камеры подчеркивает подчиненность тела, а все действие пропитано иронией. В результате безнадежность затеи утрачивает трагический характер.

Видео показывает человека, бессильного перед силой божественного. Перед нами отчаянный поступок, основанный на тщеславии. Эти черты обнаруживаются в некоторых героях романов Достоевского.

Таус Махачева (р. 1983) — известная российская художница, получившая признание не только в России, но и в мире. Ее творчество отмечено большим количеством российских и международных премий. В произведениях Таус Махачевой раскрываются важные темы: вопросы идентичности, социальных норм и предписаний, соотношение национального и индивидуального, прошлого и современности, роль художника и искусства в обществе.
Организаторы проекта:
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Партнер ГМИИ им. А. С. Пушкина —
Финансовый институт развития ДОМ. РФ