Мемориальная мастерская М. К. Аникушина
Анна Слобожанина
Проект «Планета № 3358»
Адрес
Санкт-Петерубрг, Вяземский пер., 8
Режим работы
cр — 12:00-21:00
чт-вс — 12:00-19:00
пн, вт — выходные

Касса закрывается на час раньше.
Вход по билетам в музей, действуют льготы.
Музей
Мемориальная мастерская М. К. Аникушина — филиал Музея городской скульптуры, а в прошлом — рабочее пространство известного ленинградского скульптора Михаила Константиновича Аникушина (1917−1997). Он проработал здесь почти 30 лет — с 1969 года, когда было построено здание, до своей смерти в 1997-м. В этих стенах были созданы: памятник Ленину, установленный на Московском проспекте; монумент «Героическим защитникам Ленинграда», расположенный на площади Победы; памятник Чехову, размещенный в Москве около здания МХТ им. А. П. Чехова в Камергерском переулке; большое количество портретов и мемориальной скульптуры. Часть экспозиции посвящена самому известному произведению Аникушина — памятнику Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге.
Проект
«Планета № 3358»
Работая с материалами музея-мастерской, художница Анна Слобожанина заметила: о скульпторе Михаиле Аникушине многие его современники говорят, что он родился под счастливой звездой, стал баловнем судьбы. Его карьера взлетела очень рано, ему построили мастерскую мечты для создания монумента Ленину, он имел всенародное признание, занимался любимым делом и получал за это хорошие гонорары. Например, в закрытом конкурсе на памятник А. С. Пушкину (на площади Искусств) жюри не обнаружило достойных проектов, к участию пригласили всех желающих скульпторов, среди них был и Аникушин. В итоге конкурс, в котором принимали участие мэтры, выиграл молодой никому неизвестный скульптор. Михаил Константинович считал победу в конкурсе большой удачей. Он также упоминал фортуну, говоря о дне открытия памятника: рассказывал, как практически упал с бронзового плеча поэта, но был подхвачен спасительной рукой Пушкина, над которой мучительно долго работал. Череда удач продолжилась: в конкурсе на памятник Чехову жюри снова не увидело ни одного достойного проекта, снова пригласило нескольких скульпторов, в том числе Аникушина. Выиграв конкурс, скульптор на 30 лет погрузился в изучение творчества и жизни писателя, пытаясь «добраться до души Антона Павловича». В результате скрупулезного и страстного исследования Аникушин создал сотни макетов памятника писателю и несколько монументов.

«И именем звезды тебя я назову» — это заголовок статьи в газете «Санкт-Петербургские ведомости», в которой говорится о том, что планета N 3358, открытая астрономом Николаем Черных в 1978 году, названа в честь скульптора Михаила Аникушина. В своем проекте Анна Слобожанина обращается к расхожему тезису: удача в судьбе художника играет значение столь же важное, как и талант. Быть замеченным, признанным, остаться в истории — мечта многих, но таким образом судьба складывается у единиц. Художница прячет упавшую звезду в глиняной яме музея-мастерской, создавая образ легко пойманной мечты из совсем нескульптурного материала — бумаги.
Продолжая эту тему, Анна Слобожанина разворачивает полотно звездного неба в портретной галерее-витрине музея, где люди, запечатленные Аникушиным, смотрят в небо и на них падает свет звезд, под которыми они родились. С улицы сквозь прорези-созвездия можно увидеть портреты Пушкина, Гоголя, Бехтерева, Черкасова.

Еще один «Портрет звезды» затерялся в гостиной на стене, где располагается подборка бумажной документации — эскизы, записи, фразы, фотографии — к выставке об увлечении Аникушина жизнью и творчеством Чехова.
Художница
Анна Слобожанина (р.1993) окончила Художественно-промышленную академию
имени А. Л. Штиглица (кафедра художественной керамики). Работает в жанре инсталляции и предметно-ориентированного искусства. Автор бренда коллекционной керамики Lumi uni. Исследует национальную идентичность различных регионов, а также процессы исчезновения и эфемерность. Проекты художницы были представлены в Архангельске, Северодвинске и Сортавале.
Видео-арт
Ольга Кройтор
Точка опоры. 2013
Видеофиксация перформанса
120″
Предоставлено художницей


В снятом на пленку перформансе Ольга Кройтор неподвижно стоит на узкой деревянной колонне высотой четыре метра. Малейшее неверное движение или дуновение ветра могло бы привести художницу к падению. Иератическая поза Кройтор напоминает кариатиды храма Эрехтейон в Афинах, где женские фигуры — сами по себе колонны, а прямолинейность их тел гарантирует устойчивость храма. В перформансе Ольги Кройтор храм сводится к телу. Тело художницы — хрупкая кариатида, поддерживающая сама себя, так как храм, который мог бы придать ей устойчивость, отсутствует.

По словам художницы, эта работа — одновременно символическая и физическая попытка найти точку опоры в реальности, где фундаментальные ценности постоянно меняются и заменяются новыми ориентирами. Противоречивое слияние ощущений полета и страха падения приводит к чувству личного величия и полного одиночества. Художница делится с нами своими ощущениями пережитого опыта.

В контексте мастерской Аникушина работа Ольги Кройтор приобретает более высокое скульптурное измерение и становится работой о живом скульптурном теле.

Ольга Кройтор (р. 1986) — художница-перформансист. В своих работах часто обнажает собственную уязвимость и подвергает себя опасности. Понятия обновления, очищения и обрядов инициации занимают центральное место в ее художественной практике.