Самое главное, что есть в театре: декорации,
эффекты, провалы, море, огонь, гроза…
Как передашь их в простой комнате?..
К.С. Станиславский
В доме в Леонтьевском переулке Константин Сергеевич Станиславский провел свои поздние годы: он жил здесь с 1921 по 1938 год. Ирина Корина населила пространство его квартиры художественными объектами, вдохновленными детством Станиславского, — забавными, пугающими, эмоциональными эпизодами, повлиявшими впоследствии на взрослую жизнь режиссера. Обо всех этих случаях он вспоминал в своем особняке, именно здесь была написана его знаменитая книга «Моя жизнь в искусстве».
Художница использует разные материалы и форматы, создавая скульптуры, которые становятся воплощением оживших снов о детстве. По словам Ирины Кориной, она выделила «то, с чего все началось»: неприятие Станиславским фальши и полумер, его талант полностью отдаваться идеям и сюжетам, восприимчивость, пылкость и творческий азарт. Чуткое отношение режиссера к миру художница перенесла на восприятие его квартиры, подчеркивая уязвимость концепции дома как крепости и тревожную дуальность пространства: под него можно мимикрировать, но в нем нельзя по-настоящему укрыться.
Мемориальные музеи традиционно стремятся сохранить в мельчайших деталях — вплоть до сакрализации — условия жизни их выдающихся персонажей. Музей Станиславского отличается тем, что в нем, как и сто лет назад, репетируют и играют спектакли. Художница, вдохновившись насыщенной жизнью дома, в котором не опасаются нарушить классическое музейное правило «Руками не трогать», создала объекты, взаимодействующие с публикой. Произведения Ирины Кориной вовлекают зрителя в заинтересованное исследование музея и личности его главного героя.
Дарья Колпашникова, куратор выставки «Ёлка, шлейф, вулкан и т. д.»