Музей петербургского авангарда
(Дом М.В. Матюшина)
Лиза Бобкова
Проект «Реставрация времени»
Адрес
Санкт-Петерубрг, ул. Профессора Попова, 10
Режим работы

ежедневно (кроме ср) — 11:00-18:00

вт — 11:00-17:00


Касса закрывается на час раньше музея

Вход по билетам в музей, действуют льготы

Музей
Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина), открытый в 2006 году (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга), расположен в двухэтажном деревянном доме. Экспозицию музея можно условно поделить на две части. Первая — мемориальная — рассказывает о жизни и деятельности художника и музыканта Михаила Васильевича Матюшина (1861−1934) и его супруги, художницы и поэтессы Елены Генриховны Гуро (1877−1913). Вторая часть экспозиции посвящена истории петербургского авангарда. В музее представлена обширная коллекция живописи, графики, мемориальные предметы, книги, манифесты, брошюры, фотографии и другие уникальные материалы, связанные с историей и эволюцией авангардного движения в России 1910−1930-х годов.
Проект «Реставрация времени»
В доме, где сейчас расположен Музей петербургского авангарда, жили два художника — Михаил Матюшин и Елена Гуро. История предпочитает вспоминать в основном Матюшина, чье имя и носит музей. Для неподготовленного посетителя музея важная роль Елены Гуро в этом тандеме может быть неочевидной. Лиза Бобкова в своем проекте акцентирует внимание на воспоминаниях о художнике и поэте Елене Гуро, отдает дань уважения той, благодаря кому в этом доме собирались гении.

Лиза Бобкова создала три серии работ. В основу одной из скульптур легла строка из стихотворения Елены Гуро «Вечернее»: «Сердце верное может знать». Это геометрическая абстракция, собранная из тонких латунных колец, где каждое кольцо соответствует отдельной букве из цитаты Гуро. Работа размещена в пространстве музея.

Теории, созданные Матюшиным и его группой «Зорвед», о «сумеречных» и «дневных» зрениях, а позже о «расширенных смотрениях», придают объектам музея новое измерение.

Матюшин разработал концепцию четвертого измерения, которое можно определить как объект, мутирующий во времени. Неудивительно, что Лиза Бобкова обратила свой взор на предметы музея. Именно это придает смысл второй серии ее работ.

Художница предлагает подумать о проблеме памяти посредством неявных, незаметных воздействий: она интегрировала в витрины второго этажа музея небольшие слитки, произведенные из найденных латунных объектов (лома). Прежняя форма вещи/объекта переплавлена, лишена функции, оставлена только память о ней.

На эти работы художницу вдохновили высушенные коренья, собранные Матюшиным и представленные на стенде музея как объект эстетического наслаждения, как нефункциональные предметы, их статус трудно определить, неочевиден их генезис, но их живость поражает. Эти корни, датируемые 1920-ми годами, в некотором смысле являются реди-мейд (найденными) объектами в духе работ современного Матюшину французского и американского художника Марселя Дюшана.

Отталкиваясь от той же идеи работы с памятью, Лиза Бобкова интегрирует свой альбом рисунков в витрины с книгами футуристов.
Интервенция художницы посвящена памяти, присущей объектам, то есть памяти, содержащейся в анималистической силе вещей. Ведь человек вкладывает воспоминания и мысли в предметы, вливая в них, как в сосуды, слова, идеи, душу. Предметы становятся носителями воспоминаний: они до сих пор излучают жизненную силу художников.
Художница
Лиза Бобкова (р. 1987) — мультидисциплинарная художница. Окончила Художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица (кафедра художественного металла). Создает инсталляции из металла, работает с графикой, часто включает текст в свои графические работы. В сольных выставках, наследуя традициям тотальной инсталляции, Лиза Бобкова представляет проекты, сочетающие различные медиа, в том числе — видео.
Видео-арт
Гари Хилл
Случайность (часть из многих частей). 1982−1983
Одноканальная видеоинсталляция
Ч/б, стереозвук. 6'30''
Пожертвование художника
ГМИИ им. А.С. Пушкина

В работах Гари Хилла чувствуется влияние скульптуры и интерес художника к исследованиям природы языка и феноменологии. В начале работы «Случайность (часть из многих частей)» мы видим круг, треугольник и квадрат как первоэлементы, каждому из которых соответствует звук. Затем из форм рождаются слова, создавая игру языка и изображения. Это случайность или скорее совпадение? Работа Гари Хилла — об оцифровке языка, о программном коде как языке. В начале 1980-х годов началось трехмерное моделирование на экране и виртуализация объектов, сегодня мы переживаем расцвет NFT. Удивительно, но, несмотря на средства, которые сегодня кажутся архаичными, работа Гари Хилла по-прежнему сохраняет всю свою аналитическую силу. Слова, которые мы используем, моделируют нашу реальность — виртуальную или «реальную».

Парадоксально, но видео Гари Хилла звучит как ода возвращению к деревьям, призыв рассматривать жизнь — в частности ту, что восстанавливает себя благодаря фотосинтезу, — как основу языка: «Слова идут, слушайте их». Но довольно скоро слова порождают собственную реальность. Видео завершается размышлениями о концептуальном круге, вращающемся подобно кругу Сансары: «Тишина есть всегда — тишина есть, когда я останавливаюсь, чтобы перевести дух, когда я вижу захватывающие дух вещи».

Гари Хилл (р.1951) — один из пионеров медиаискусства, живой классик этого направления, его эксперименты оказали огромное влияние на развитие видео-арта. Сквозная тема его творчества — исследование языка и речи, соотношения между словом и звуком. Медиа для него — инструмент для размышлений вслух. Гари Хилл обладатель многочисленных наград и почетных званий в области современного искусства, в том числе Золотого льва Венецианской биеннале (1995).
Организаторы проекта:
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Партнер ГМИИ им. А. С. Пушкина —
Финансовый институт развития ДОМ. РФ