Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова Института физиологии
им. И.П. Павлова РАН
Дарья Правда
Проект «Reflexio. Сигнал сигналов»
Адрес
Васильевский остров, 7-я линия, дом 2, код двери 248
Режим работы
ПН–ПТ: 11:00-17:00
(только по предварительным заявкам по тел. +7 (812) 336-43-11)
СБ, ВС: выходные дни
Вход по билетам в музей, действуют льготы

Обращаем внимание гостей «Искусства жить дома», что с понедельника по пятницу с 15:30 до 17:00 проект можно посмотреть без экскурсионного обслуживания в свободном режиме по билету в музей. По субботам в музее-квартире специально для проекта «Искусство жить дома» будут организованы арт-медиации — смотрите расписание медиаций на странице (расписание добавится в скором времени)

Музей
Дом № 2 на 7-й линии Васильевского острова — «Дом академиков» — известен в Петербурге своими учеными жильцами. Здесь в разное время жили академики Владимир Иванович Вернадский, Яков Карлович Грот, Александр Петрович Карпинский, Сергей Федорович Ольденбургский и многие другие. В конце 1918 года квартира № 11 этого дома была предоставлена Ивану Петровичу Павлову. Здесь ученый прожил почти 18 лет, вплоть до своей смерти в феврале 1936 года.

Сегодня квартира И. П. Павлова — уникальный музей, в котором сохранились не только подлинные интерьеры и обстановка квартиры, но и личные вещи, коллекции ученого (бабочек, живописи, книг), а также та необыкновенная атмосфера, которая была при его жизни. Об этой квартире Иван Петрович говорил, что это «единственный результат моей полувековой напряженнейшей научной работы».
Дарья Правда

Проект «Reflexio. Сигнал сигналов»
Проект «Reflexio. Сигнал сигналов» основан на вымышленной истории о последних исследованиях выдающегося физиолога И.П. Павлова, создателя учения о высшей нервной деятельности.

В последние годы жизни Павлов занимался изучением условных рефлексов, формулировал представления о второй сигнальной системе. Это система условнорефлекторных связей, которые формируются при воздействии не самого раздражителя, а его словесного обозначения. Академик называл слово сигналом сигналов. Вторая сигнальная система возникает на базе первой. Поступающие из внешней среды стимулы сначала воспринимаются органами чувств, затем кодируются в символы для последующей передачи информации или осуществления различных операций, например, обобщения, анализа и структуризации.


Изучая работу второй сигнальной системы, ученый начал исследовать механизмы мышления, особое внимание уделял внутренней речи. Он выявил, что внутренняя речь слабо подвержена торможению и продолжается практически постоянно в момент восприятия, часто этот процесс не контролируется. Павлов решил заняться изучением возможности контроля над мышлением и остановкой внутренней речи усилием воли, сознательно возвращаясь к восприятию за пределами символического. По его заданию одним из основателей электроэнцефалографии Владимиром Правдичем-Неминским был создан прибор, помогающий работать с мыслительным процессом. Аппарат состоял из обруча с датчиками, регистрирующими электрическую активность мозга и передающими сигналы на пульт, который включал лампу. Она зажигалась и светилась до тех пор, пока внимание было сконцентрировано на свечении, без отвлечения на внутреннюю речь.


Исследования не были завершены, сохранилось небольшое количество записей о работе с аппаратом и воспоминания внучки академика Людмилы о том, как она играла с волшебной лампой, зажигающейся усилием воли, соревнуясь с дедушкой, кто дольше удержит свечение.

На выставке представлен, созданный художницей прибор, и записи Ивана Петровича о результатах его использования. Автор проекта предлагает посетителям музея примерить опыт великого исследователя на себя, сыграть в игру дедушки и внучки, удерживая свечение лампы силой внимания, уловить отражения смыслов, скрывающихся между рефлексом и рефлексией. А также разгадать, что в этой истории — факт, а что — художественный вымысел.

Художница
Дарья Правда (р.1981) окончила школу молодого художника фонда «Про Арте». Участница II и V Московской биеннале молодого искусства, Манифесты 10, различных выставочных проектов в России и за рубежом. Творческий метод художницы — синтез литературы и визуального искусства. Она создает спекулятивные проекты, которые принимают вид инсталляций, фотографий, перформансов. Работает с личной мифологией, исследует механизмы когнитивных процессов и способы их визуализации.